olya_homelist (olya_homelist) wrote,
olya_homelist
olya_homelist

Заповедник бумажного тигра. Владимир Серкин. 'Хохот шамана'

Привет, привет!


http://www.sophya.kiev.ua/books/books_det.php3?c=1&id=1086&lang=1
http://www.fund-intent.ru/pubso/st_hsho.shtml

"Хохот шамана" - это книга психолога, который решил отправиться "в люди". Ему
тесны границы не только академической психологии, но и целого ряда новых и новейших
нетрадиционных психологических практик. Предлагаемое автором видение мира - это
поиск "не общих" путей развития. Если читатель хочет испытать себя в этом поиске,
а быть может, и ощутить новые, ранее непривычные предельные переживания, пусть
он услышит и почувствует "Хохот шамана".

В книге приведены обработанные фрагменты дневниковых записей и бесед с человеком,
живущим необычайной жизнью. Общение как с людьми, так и с другими существами,
позволило Шаману овладеть многочисленными необычными практиками, позволяющими
ему влиять на окружающий мир и быть членом не только человеческих cообществ.

Владимир Серкин
"Хохот шамана"


06.11


Шаман требует, чтобы я не "набивал след" и подходил к его землянке каждый раз
немного разными путями. Сам он неукоснительно соблюдает это правило, когда приходит
в гости. Особенно его способность не оставлять следы поражает меня зимой. Когда
я хожу вместе с Шаманом или вижу, как он приближается, всегда видна и его лыжня.
Но если Шаман уходит или приходит незаметно, лыжни нет. Мои вопросы об этом сначала
веселили Шамана, потом надоели ему, и он сказал, что в одиночку просто летает
или "ходит более коротким путем". Зная, что другого варианта ответа не будет,
я прекратил спрашивать.

Зимой вероятность того, что кто-то из людей пройдет по следу, ничтожна мала.
Охотники не отходят так далеко от поселков, туристов здесь и в помине не бывало,
местные , при крайней нужде, придут и без следа. Но Шаман считает, что есть много
существ, которых возмущает или смешит само существование следа. "Однажды они
поучат тебя или подшутят над тобой", - говорил он.

Выйдя в утренние сумерки из землянки Шамана за дровами, я пошел по своей вечерней
лыжне. Возвращаясь через час уже по свету, с ужасом заметил на снегу вдоль лыжни
следы существа с четырьмя огромными когтями. Существо было велико, шаг его составлял
два - три метра, когти - не менее четырех - пяти сантиметров. Судя по следам,
существо кралось за мной вечером, изредка отпрыгивая далеко от лыжни большим
прыжком и возвращаясь опять через пятьдесят - сто метров. В одном месте существо
повалилось в снег, оставив многометровый неглубокий отпечаток. По отпечатку я
понял, что поверхность существа бугриста, и у него не менее восьми коротких когтистых
лап. Самым необъяснимым было то, что при таких габаритах существо совершенно
не проваливалось в снег, и если бы не страшные следы когтей, еле заметный след
не бросался бы в глаза. Ранее я читал о существе, оставляющем такие следы. Оно
называлось Джек - Прыгун, появлялось в Англии в начале 20 века, и появление его
было связано с большим количеством человеческих жертв. Все же я не бросил дрова,
хотя остаток пути до землянки прошел гораздо быстрее, чем обычно. Оставив санки
на улице, я влетел в землянку, не выпуская из рук топора, и сразу же приступил
к расспросам:

- Здесь водится Джек-Прыгун?

- Это кто?

- Я читал о таинственном существе в Англии, которое оставляет длинные когтистые
следы на снегу. Их рисунок похож на следы возле моей вчерашней лыжни.

- Ты испугался? (Шаман захохотал.)

- Согласись, что когти ужасные, и след без провала. Это выглядит уж очень необычно.

- Я бывал в Англии, когда служил на Северном флоте. Никто мне не рассказывал
про Джека - Прыгуна. А эти следы оставил Ворон. (Хохочет.)

- Как это?

- Ворон летит вдоль лыжни и одним крылом касается снега. Жесткие перья оставляют
такой след.

- Он сделал это специально?

- Я думаю, он пугал тебя. (Смеется.) Сплошной след лыжни очень смешон для Ворона.

- Откуда ты знаешь?

- Я сам - Ворон.

- То есть ты - как Ворон?

- Нет. Просто я - Ворон.

- То есть ты подобен Ворону?

- Повторяю для особо одаренных: я - Ворон.

- Ты бываешь иногда Вороном, иногда - человеком?

- Хватит задавать дурацкие вопросы. Все равно этот ответ ты не поймешь.

- Хорошо. Как-нибудь еще Ворон может напугать меня?

- Эти узоры на снежных склонах, которые ты фотографируешь, чтобы сравнить с
ацтекскими, тоже сделал Ворон.

- Откуда ты узнал?

- Много лет назад я зарисовывал их с той же целью.

- Как Вороны рисуют эти узоры?

- Играют и веселятся. Катаются на брюхе с крутых склонов, взлетая и садясь в
любом месте. Так они имитируют след ползающих. Потом взлетают и любуются. Но,
конечно, лыжня для них гораздо смешнее. Им самим так никогда не сделать.

- Но зачем?

- Вороны живут довольно долго и должны развлекаться, чтобы не уставать от жизни.

- Что они еще делают?

- На том месте, где, как ты думал, валялся Джек - Прыгун (смеется), Ворон просто
купался в снегу.

- А еще?

- Ворон, который пугал тебя, старше меня. При случае я тебе расскажу еще что-нибудь,
но я не могу знать про него все.

07.11

Многие часы Шаман проводит, сидя на специально сколоченной скамейке - кресле
и глядя на замерзшее море. Эта скамейка является одним из немногих мест, на которых
Шаман спит вне хижины. Происходит это необычно: Шаман вдруг ложится на скамейке
и сразу засыпает. Минут через пятнадцать - двадцать он просыпается совершенно
не сонным и опять сидит. Раз я наблюдал это трижды в течение пяти часов.

Когда Шаман сидит на скамейке, я могу подсаживаться к нему, заводить разговор,
но именно в эти часы паузы между моими вопросами и ответами Шамана бывают особенно
большими. Шаман говорит, что смотрит "волны льда", хотя я всегда вижу только
абсолютно ровную бескрайнюю белую плоскость. Шаман считает, что вся жизнь деревьев,
льдов, людей, облаков является волнами, и иногда мы обсуждаем это.

- Жизнь - волна?

- Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?

- Да.

- Горы - это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?

- Наверное, могу.

- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны.
Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.

- От чего зависят подъемы?

- От силы отдельных людей.

- Как узнать сильных людей?

- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо
от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают
его волну.

08.11

Шаман общается с Духами очень редко, так как редко готов к такому общению.
Без готовности общаться с Духами нельзя; неподготовленный человек раздражает
их. Готовность он описывает как полную ясность сознания и полное освобождение
от суеты . В такие моменты он окуривает землянку смесью можжевельника, стланика
и специальных для каждого Духа трав, ритмично танцует и поет низким голосом песню
соответствующего времени и ситуации Духа. Выбор не за Шаманом. Сам разговор
и цели общения Шаман мне не описывал, объясняя, что в моем языке нет пока терминов
для описания такой практики. Шаман считает, что язык развивается вслед за практиками.
Иногда я расспрашиваю его как знатока (эксперта) общения с Духами.

- Почему Духи помогают или не помогают?

- Духи помогают при определенных условиях.

- Каковы эти условия?

- Духи не помогут тебе ни в одном деле, которое ты смог бы сделать сам. Но если
ты подвел свои дела к черте своих возможностей, действуешь на грани возможностей
и дружен с Духами, они помогут тебе.

08.11

В вопросах Шамана о Москве, Санкт - Петербурге, Риге и других городах чувствуется
наличие своеобразной системы. Например, рассказы о проверке документов в Москве
он слушал, зевая, а о магнитных картах долго расспрашивал и был недоволен неполнотой
ответов; вопрос о ценах он считал несущественным, а то, что в метро стало меньше
красивых женщин - очень существенным. Мою версию о том, что красивые женщины
пересели в автомобили, он одобрил, а версию о конкуренции как основе ценообразования
- высмеял. Его высокий уровень социальной компетентности при отшельническом образе
жизни удивлял меня.

- У тебя есть паспорт?

- Спрятан возле города.

- Откуда?

- Море и горы дают все. Когда я нашел этот паспорт, его владельцу уже нельзя
было помочь.

- А настоящий?

- Настоящие документы давно истлели.

- Ты где -то прописан?

- Зарегистрирован.

- Как ты это делаешь?

- В следующий раз ты немного поможешь мне и узнаешь.

- Как ты можешь знать, не бывая в городе?

- Я знаю города также хорошо, как море или горы.

- Откуда?

- Я прожил в городах много дольше тебя и еще собираюсь жить в них.

- Как давно ты начал так жить?

- Сослали меня в Якутию еще как правого эсера. Я сразу ушел на Восток, к океану.

- Сам?

- Договорился с Фогельманом для работы в его группе.

- Но и здесь люди жили: Охотск, Ола, Гижига, Марково... .

- И здесь достали. В двадцатых я имел бартер с японскими кампаниями.

- Здесь были тогда японские кампании?

- Пытались торговать и работать.

- Не помнишь какие?

- Чикае - Шока, помню. Потом именам владельцев шхун помню - Танака, Юзара, Кумакици.
Смотри-ка, забыл некоторых.

- При Сталине тебе это, конечно, припомнили?

- При Дальстрое, вылечил одного старого несчастного особиста. Он сказал, что
грозит за этот бартер.

- Что он сказал?

- Что на "Генри Ривере" везут "мое дело" с приговором.

- Он был прав?

- Компаньоны, которые не решились уйти, умерли в лагерях.

- Может они действительно могли сообщить японцам что-либо стратегически важное?

- Конечно. Здесь была целая рота медведей и дивизия зайцев .

- Как ты ушел?

- На юг, потом на запад по Охотскому тракту. Советские им уже мало пользовались.
В Олекминске купил документы.

- Что ты брал у японцев?

- Все. Даже купил жену.

- Японскую?

- Да, тогда это было обычно.

- Именно купил?

- Я попросил, и через год мне привезли девушку.

- Много привозили японских девушек?

- В восемнадцатом - девятнадцатом веках японцы, китайцы, корейцы, американцы
постоянно кого-нибудь привозили и увозили.

- А русские?

- Русских, конечно, было больше. Они с пятнадцатого века приходили по суше всем
отрядом или караваном, а не единицы, как с кораблей.

- Что стало с той японской девушкой?

- На следующий год отправил домой. Им очень плохо здесь зимой.

- У вас был ребенок?

- Нет. Быстро понял, что придется отправить. Боялся, что зиму не переживет.

08.11

Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман утверждал, что именно мой язык
мешает мне понять, что такое "Духи". Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической
относительности и детерминизма , Шаман заявил, что мой язык вносит ограничения
и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой
относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что
не практикует.

- Почему язык может меня ограничивать?

- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов
и действий.

- Из чего же он состоит?

- Из того, что ты о нем думаешь.

- Я спрашиваю о реальности.

- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.

- А как думать о другой реальности?

- Ты видишь летящую чайку и говоришь: "Чайка летит". Это твоя реальность. Древний
чукча говорит слово, обозначающее: "Дух побережья проявляет себя в чайке, и я
понимаю этот знак". Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это
- его реальность.

- А есть единая реальность для всех?

- Только на уровне совпадения практик.

08. 11

Решил для опыта освоить какую - нибудь новую для себя практику. Составил мантру
для саморегуляции и произнес ее триста раз, стараясь чувствовать и представлять.
Совершенно успокоился и вдруг заметил, насколько встревожен шныряющий вокруг
белый горностайчик.

- Новая практика позволяет сразу замечать что - то новое, чего раньше не замечал?

- То, что случилось с тобой сейчас - редкая удача. Обычно практика должна долго
осваиваться и реализовываться для изменения мира.

- Почему мир изменяется?

- Сознание человека выделяет из множества свойств мира лишь те, которые полезны
для его деятельности. Из этих свойств и строится образ мира. Соответственно,
твой образ и образ другого одинаковы лишь в той части, где вы одинаково практикуете.

- Как это?

- Сравни оленя для эвелна и оленя для горожанина.

- Понял. Разнообразя практики, я буду увеличивать только свой образ или свой
мир?

- Мир, осваиваемый через образ.

- То есть человек может начать жить в мире, отличном от мира других?

- Может заходить туда, когда захочет, и возвращаться. Так делают некоторые шаманы.

08.11

Каждое лето читаю в магаданских газетах сообщения о жертвах столкновений с
медведями и много предупреждений - рекомендаций о безопасном поведении. Шаман
не боится медведей, считает их безобидными существами очень близкими к нему.
При этом он говорит, чтобы я был осторожен и следовал рекомендациям, так как
медведи не близки мне. Он не любит говорить о медведях, и лишь однажды ответил
на мои вопросы.

- Правда, что, когда с медведя снимают шкуру, он похож на человека?

- У медведя плоская грудная клетка, квадратики пресса и бицепсы атлета. Его недаром
называют лесным человеком.

- Ты убивал медведя?

- Что ты. Я сам - Медведь.

- То есть, ты - как Медведь?

(Шаман поморщился и не стал отвечать.)

09.11

Собираюсь в город. Нужно сделать крюк от землянки Шамана к моему домику, забрать
паспорт и в нем деньги на дорогу. Из леса иногда выходишь в таком виде, что могут
и спросить документы. Шофера на этом участке трассы рассказывают друг другу обо
мне всякие мифы: "На тысячу километров ни одного поселка, и мужик пеший на
дороге голосует"... И выдумки всякие. Это неплохо. Предупреждены, не боятся,
подсаживают. Со своей стороны, стараюсь поддерживать хорошие отношения: когда
проставлюсь, когда с мелким ремонтом договорюсь и заплачу... . Здесь важны не
деньги, важно, что человек стремится быть благодарным.

Все же досадую немного, что не взял паспорт, когда пошел к Шаману. О паспорте
на побережье не думаешь, как о вещи из другой жизни. Вспомнил вчерашний разговор
с Шаманом.

- Ты захоронил труп, у которого взял паспорт?

- С понятием. И крест поставил. Хотя не вижу в этом смысла.

- Зачем тогда?

- На нем крестик. Возможно, верующий.

- Не понимаю. Ему уже было все равно, для тебя бессмысленно. Зачем?

- Ему - не все равно. Для него есть смысл.

- Но он же был мертв, когда ты его нашел.

- Тело мертво, но при чем здесь смысл?

Несколько секунд мы молча смотрели друг другу в глаза, и я решил изменить вопрос.

- Зачем тебе его смысл? Ты поступил социально?

- Нет. Просто выполнил договор.

- Какой еще договор?

- Я взял у него паспорт и похоронил его так, как ему бы хотелось.

- Я что - то не понял в сути договора?

- Другими словами: отдал несколько своих действий его смыслу. В благодарность
за паспорт. Это просто кратковременное сотрудничество.

- Может быть, нужно было сообщить родне.

- Кто я такой, чтобы отнимать у людей надежду.

29.12

Кожа на руках, ногах и лице покраснела и стала шелушиться. Попросил Шамана
сделать какую-нибудь мазь, но он показал ряд статических и динамических упражнений.
Упражнение "Ворон" - прыгать двумя ногами по глубокому снегу и махать руками
- показалось мне особенно дурацким, а, увидев, что Шаман хохочет над моими прыжками,
я потребовал разъяснений.

- Почему ты думаешь, что от твоих упражнений кожа заживет?

- У тебя просто холодовая аллергия. Сибирские мамы это называют "знобышком".

- Мамы, наверное, не заставляют детей прыгать?

Это - от застоя крови в капиллярах. Чтобы прошло, нужно или пожить в тепле,
или регулярно "гонять кровь". Мамы отогревают детей, а ты - мужик. Прыгай.
Subscribe

  • Новые рассылки Ольги Арефьевой

    Здравствуйте! Рассылочный сервис Yahoo, через который Ольга публиковала домашнюю рассылку, в последнее время не радует: задерживает выпуски и не…

  • Я спросил у сакуры

    Привет, привет! Хайкушки Я спросил у сакуры, Где та гейша, которая разбила мне сердце? Сакура не ответила. И это хорошо. В нашем роду и так полно…

  • До Рая доходят только те, кто не бросают друзей

    Привет, привет! Пришел человек в храм, а ему там бабки: "Не так руки держишь!", "Не там стоишь!", "Не так одет!", "Неправильно крестишься!". Так и…

Comments for this post were disabled by the author